главная
Деревянная архитектура 
Деревянный дом
Деревянное зодчество

Деревянное зодчество— прежде всего народное, созданное трудом и гением, казалось бы, простых, умельцев. Оно демократично по своей природе, национально по форме и реалистично по творческому методу. В нем отражена художественная и строительная культура многих поколений наших предков. Культура яркая, самобытная, вобравшая в себя величие и дух народа. Талант и мастерство наших предков, воплотившиеся в «застывшей музыке», не должны пропасть в этом быстро меняющемся мире. Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом — деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колеса, вырезали миски, ложки, детские игрушки. Много труда и изобретательности было затрачено нашими предками прежде, чем сложились типы зданий, выработалась определенная строительная техника и, в конце концов, появились настоящие шедевры мирового деревянного зодчества. А начиналось все с самого необходимого — с жилья. В первобытном обществе из дерева возводились различные постройки простейших шалаше видных конструкций, которые обрабатывались несовершенными каменными орудиями. Остатки деревянных свайных построек — более сложных сооружений — были обнаружены археологами на памятниках эпохи неолита. Здесь получает развитие простейшая каркасная система, связанная с применением круглой древесины тонких сечений, доступной обработке примитивными орудиями труда. Использование железных орудий дало возможность сооружать более сложные постройки. В этот период, по-видимому, возникла срубная техника (строительство домов из горизонтально положенных бревен). Нам не известен гениальный изобретатель сруба, знаем лишь, что использовали сруб и в глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе хорошего плотника строитель всегда уживается с художником, он обязательно заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но еще и красивым. Его видение мира и понимание прекрасного находило отражение в уборе избы. Год от года, век от века совершенствовалось мастерство, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Многие из них и сегодня применяются в деревянном строительстве. Как известно, конструктивную основу русского деревянного здания составляет сруб, сложенный из венцов. Четыре бревна, уложенные горизонтально в квадрат или прямоугольник и по углам связанные врубками, образуют венец. Чтобы связь была плотнее, в каждом венце делают продольный паз, тогда бревно плотно садится на другое. Венец укладывается на венец — вырастает сруб. Избы обычно рубили «в обло», т.е. с выпуском концов бревен за пределы плоскости стены, концы бревен при этом оставались круглыми. «Облый» значит «круглый», отсюда и название связи сруба — «в обло», которая сохранилась с Х века. Этот вид связи называли еще рубкой «в чашу», так как в каждом бревне вырубалась чаша — углубление, в которое укладывалось бревно следующего венца. Если концы бревен стесаны, то говорят, что постройка рублена «в лапу». Эту рубку применяли, когда требовалось придать зданию округлую форму и в ряде других случаев. С X века существует и самцовая кровля с теми же деталями: потоками, курицами, шеломом. Крыша такой конструкции — двускатная. Два фронтона из рубленых бревен продолжают стены, сужаясь кверху треугольниками. Бревна этих треугольников называют самцами. Самцовые фронтоны соединяются длинными бревнами — слегами, которые образуют скаты крыши. Торцы слег прикрывали доски — причелины, как правило, с изящной прорезкой по нижним кромкам. По всей длине крыши в слеги с интервалами в метр-полтора врубают деревянные крюки из молодых елей — курицы (они действительно напоминают каких-то птиц). На эти крюки укладывают желоба — потоки. Они служат для отведения воды и для поддержания теса, которым покрывают скаты крыши. Стык тесин по верху закрепляют бревном с пазом в нижней части. Его насаживают сверху на тесины так, что они не шелохнутся. Такое бревно называют охлупнем, шеломом или коньковой слегой. Самцовые кровли называют еще кровлями «по потокам и курицам»; они, как правило, безгвоздевые. Плотники топором умели делать практически все. Рубленники, топорники, как часто называли их, так умели сплачивать (отсюда и плотник), или связывать, бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. В каждом венце надо было сделать пазы, врубки, потайные зубья, притесать одно бревно к другому. И все это делалось топором, долотом, теслом, скобелем и другим нехитрым инструментом. Ошкуривали бревно, к примеру, стругом или долгим скобелем, представляющим собой дугообразное лезвие с двумя ручками. Им было удобно сдирать кору. Лес валили дровосечным топором с узким лезвием. Плотничий топор имел широкое овальное лезвие. Тесины зачищали потесом — топором, имевшим широкое лезвие с односторонним срезом. Плотничать в давние времена умел любой мужчина, но искусным мастером становился далеко не каждый. Как всякое другое ремесло, строительное дело требовало больших знаний, опыта и таланта. Обычно строительством занимались артели плотников, переходя с места на место. Лес на Руси, несмотря на его обилие, всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учетом свойств и качеств древесины. К примеру, дуб не боится воды. Поэтому из него делали срубы колодцев, сваи под здания. Сосна была и остается самой распространенной древесной породой в России. Высокая, гладкоствольная, смолистая, она широко применялась в строительстве всевозможных сооружений. По своим качествам близка сосне лиственница. Она более устойчива к сырости, поэтому из нее старались сложить хотя бы нижние венцы, если не было возможности построить из этого дерева здание целиком. Ель хуже других древесных пород сопротивляется влаге, ее предпочитали использовать для внутренней отделки. Осина наиболее известна как порода, дающая лучший лемех для покрытий, который не поддается ни дождям, ни ветрам, ни зною. Осина, обветренная, омытая дождями, приобретает вид благородного серебра, и народ умело использовал это качество дерева. Из осины также рубили срубы, делали столы, лавки, полати, настилали полы, гнули ободья для колес. Липа особенно хороша для столярных и мебельных работ. Лучшего материала для резьбы не сыскать. Но больше всего на Руси любили березу. Ее древесина широко применялась в строительстве и декоративном искусстве.
В России до XYIII века строительство в городах и сельской местности велось главным образом из дерева, только после петровских строительных реформ в городах стали возводить каменные дома. История оставила нам многочисленные примеры использования дерева в архитектуре прошлого. Удивительный и уникальный деревянный город получили в наследство мы, самарцы. Строили его порой одни и те же плотницкие артели. Они съезжались в Самару и из ближних сел, и из далеких городов верховья Волги. Но главные подряды держали самарцы. Одним из самых известных строителей в Самаре был М. Д. Маштаков. Некогда его собственный дом на улице Самарской, 207 говорил об уровне мастерства своего хозяина. Проектированием деревянных построек занимались также профессиональные архитекторы: А. А. Щербачев, Ф. П. Засухин, З. Б. Клейнерман, Т. С. Хилинский. Их творения отличались от других сложностью композиционных решений, виртуозной импровизацей народных мотивов. На бывшем дворовом участке Д. Е. Челышова (по улице Фрунзе) под № 51 размещается двухэтажный деревянный дом с деревянными службами и брандмауэром, построенный по проекту А. А. Щербачева в 1899 году. Украшен он был тогда резными фронтончиками, наличниками, башенками, шпилями. Сегодня же фасад дома утратил свое великолепие. Наибольшее количество деревянных зданий сосредоточено в одном из старейших районов Самары — Ленинском, бывшем некогда периферией исторического ядра застройки. Здесь же располагались и пригородные слободы. В старой Самаре был распространен двухэтажный жилой дом смешанных конструкций: полукаменный — первый этаж каменный (кирпичный) , а второй — деревянный. Добротные деревянные и смешанные здания города, построенные в конце прошлого века, донесли до наших дней примечательную прорезную, ажурную резьбу, оригинальную по художественным формам, композициям и эстетической связи с культурой народов Поволжья. Резьба украшает карнизы, наличники, пилястры и другие детали дома. При прорезной резьбе рисунок пропиливался по трафарету на гладкой тонкой доске. Ряды сквозных кружев создавали впечатление пышности и богатства. Несмотря на упрощение процесса резьбы (в отличие от трудоемкой корабельной резьбы), стоимость такого украшения иногда составляла четверть стоимости дома. Любая резьба подчеркивала архитектурные членения и придавала зданию художественную выразительность и завершенность. Резные детали не просто украшали жилье, они как бы «подтягивали» весь облик улицы.
Старые постройки радуют нас красотой своего облика, удивительно точными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами и потрясающей целесообразностью и рациональностью: ничего лишнего — все под рукой. Но дерево — материал недолговечный. Его разрушают дожди, снег, ветер, солнце, древоточцы, различные грибки. Оно страдает от огня и людской небрежности. Развитие цивилизации также сказывается на жизни старых деревянных строений. Может показаться, что не о чем жалеть — старое уходит вместе со своим временем. Но без него нет в человеке корня, того чувства, что называется чувством Родины. Произведения деревянной архитектуры не просто свидетели прошлого. Их художественная форма выражает черты духовной культуры, эстетические идеалы того времени. Старинные постройки позволяют восстановить в воображении живые, конкретные черты труда и быта наших предков. К тому же среди них есть замечательные творения рук старых мастеров, подлинные произведения искусства архитектуры. Потому-то мы обязаны сберечь это культурное наследие нашего народа, сберечь не только для себя, но и для будущих поколений.

Материал подготовлен зав. сектором архивоведения и научных исследований фондовых коллекций СОИКМ им. П. В. Алабина Т. Ю. Конякиной.  Копия с сайта www.smrbuild.ru/1,222.html


Косметик авто Самара
Европейские телекоммуникации
Глобал Один Самара
Стройальянс
Гидроизоляционный материал
Зубр
Мягкая мебель
реклама в Самаре
Авто мото спорт
Малый гостиничный комплекс
Русская дверь
махровые полотенца
© ООО "Самара Интернет Сервис" тел: +7 (846) 93-31-666,   2006

 

 

 

факсы panasonic kx,атс,мини атс строительство деревянных домов гидроизоляционный материал мягкая мебель стройматериалы запчасти ЯМЗ,МАЗ,КРАЗ,ТМЗ

Hosted by uCoz